Возможно, вам уже известно, что на данный момент в своей работе я использую корейские керамические массы.
И самая любимая из них - Пунчхон.
А вот примечательный факт о пунчхоне, о котором я прочла буквально на днях совершенно случайно.
Пунчхон - вид традиционной корейской керамики, получивший распространение в период с конца XIV до конца XVI столетия.
Использование белого фарфора за пределами королевского двора было запрещено, однако желание населения обладать изделиями, хотя бы внешне схожими с государственным белым фарфором, побуждало мастеров покрывать поверхность сосудов полностью либо наполовину толстым слоем белой глины, чтобы замаскировать сероватый цвет изделия и придать ему схожесть с белым фарфором. Затем, как правило, наносился рисунок и изделие покрывалось глазурью.
Гончары применяли глиняную массу не самого лучшего качества. По этой причине после обжига поверхность сосуда не всегда оставалась гладкой, на ней образовывались трещины, дырочки, бугорки. Глину и глазурь нередко наносили неровно, несколькими мазками широкой кисти. Несмотря на всё это, изделия с дефектами продолжали пользоваться спросом, ведь каждое из них было по-своему уникальным.
В конце XV века правительство сняло запрет на массовое использование белого фарфора, и началось его широкое производство, быстро вытеснив керамику пунчхон. Во второй полови не XVI века её производство прекращается.
До недавнего времени считалось, что традиция изготовления этой керамики пресеклась в результате варварских действий войск японского полководца Тоётоми Хидэёси во время Имджинской войны (1592—1598). Так, известный отечественный искусствовед О.Н. Глухарева пишет, что в Корее было разрушено более трёхсот керамических печей, а гончары вывезены в Японию. Могущественный даймё острова Кюсю поселил их в своих владениях, где они изготавливали нарочито асимметричные сосуды с шероховатой поверхностью и неровно стекающей глазурью, а также чаши и другие изделия для чайных церемоний и обихода японской знати. Известно, что корейские гончары, работавшие в Японии, почитались там как «боги керамики». Корейская керамика послужила образцом японским мастерам, создавшим всемирно знаменитую керамику раку. И сегодня корейские изделия почитаются в Японии, а нескольким чашам, изготовленным в Чосон в XVI веке, даже присвоен статус национального сокровища Японии.
На фото ассиметричные чаши, изготовленная мною из тёмной серо-зелёной массы пунчхон, глазури с внешней стороны нанесены грубыми мазками с нарочитой небрежностью. Всё в лучших традициях корейских мастеров.